Константин Бортничук, мотоспортсмен в дисциплине Эндуро известен далеко за пределами нашего города. Наш разговор состоялся после победы Константина на фестивале «Движение» в Екатеринбурге. Говорили мы не только о делах спортивных, но и недавнем законе, запрещающем мотоциклистам свободно перемещаться по лесу.
— Как вы пришли в Эндуро?
— История начинается в 2012-м году. Как все, в детстве любил мотокросс, любил на мотоцикле кататься, но в силу ряда причин мотокроссменом не стал. Потом – семья, сын, дом построил, дерево посадил. Купил в 30 с небольшим мотоцикл, сначала дорожный, но быстро понял, что город – это не мое. Тогда о такой дисциплине, как Эндуро, я даже не знал. Вскоре познакомился и понял, что это мое – лес, преодоление естественных препятствий и т.д.
— Справедливо говорят, что Эндуро – это не только про скорость и экстрим, но и про свободу передвижения, свободу принятия решений?
— Безусловно. Даже отличие от мотокросса, который является родственной дисциплиной, есть. В мотокроссе едешь по одной трассе, нужно хорошо ее изучить, в Эндуро – не так, и это плюс нашей дисциплины. В лесу ты каждую секунду принимаешь новое решение.
— Мотоцикл Эндуро прочнее кроссового?
— Нет. Одни и те же производители делают мотоциклы. Просто, они по разному собраны и регламентные работы одинаковы.
— ТО часто нужно делать мотоциклу Эндуро?
— Поршень меняется в районе 100 моточасов. Если ты хорошо тренируешься, за сезон у тебя 2-3 поршня уходит. Покрышки можно и каждый день менять, если гонка хорошая.
— Девиз фестиваля «Движение», который прошел в Екатеринбурге и Верхней Пышме, соответствует действительности?
— Да. Второй год подряд в Екатеринбурге проходит гонка на искусственной трассе, которую готовят организаторы.
— Как вы выступили в этом году?
— После квалификации было две группы: «Эксперты» и «Профессионалы». Я попал в группу «Эксперты», мне пары секунд не хватило, чтобы попасть в «Профессионалы». Среди «Экспертов» я победил.
— Выносливость в вашей дисциплине — момент принципиальный?
— Да. В Геленджике в этом году первый день гонка длилась 7 часов, второй день 8 часов, а в третий день 10 часов. Поэтому очень важно минимизировать расходование всех ресурсов, только гонка.
— Участники соревнований как-то подразделяются?
— У нас три класса: «золото», « серебро» и «бронза». « Золото» — высший класс, я выступаю в классе «серебро». Мы все зависимые люди, знаем, что нам придется « умирать» на трассе, но все равно выходим на старт — нам это необходимо. В Геленджике из 120 стартовавших в классе «серебро» финишировали 15 и все дружно заявили, что больше соревноваться не будут. Через неделю мы все увиделись на новых соревнованиях (улыбается).
— Каждый из 15 финишировавших вправе чувствовать себя победителем.
— А так и есть! У нас есть медаль, «финишер». Она вручается каждому, кто финишировал в многодневной гонке. Это помимо медалей за призовые места.
— Самый значимый старт в ближайшее время?
— Конец сентября — октябрь, Турция, чемпионат мира. Там проблема только в доставке мотоцикла. У нас в стране — это спорт инвентарь, и документы не требуются. В Турции — требуются. Да, за деньги, в итоге, все решается (смеется).
— У нас приняли закон, запрещающий кататься в лесу на мотоциклах, квадроциклах и т. д.. Как вы относитесь к этому закону, учитывая, что Эндуро — это свобода передвижения?
— Мое мнение разделилось. Когда все катаются, как хотят, по любым тропинкам — это очень плохо. Но и запрещать все на корню, это тоже очень плохо. Совсем запрещать ребятам, которые уходят в этот спорт, а не выбирают наркотики, алкоголь или телефон — это неправильно. Хороший пример — Геленджик. Там четко на картах обозначено, где можно передвигаться мотоспортсменам, чтобы не мешать пешеходам. Необходимо подобные карты разработать и у нас, совместно с городской администрацией. Главное, что сделать это возможно!
Спортивный портал Каменска-Уральского