Когда рождается новая жизнь, это всегда чудо. Есть люди, которые помогают этому случаться. Поговорить о современном родовспоможении и о важности первых минут жизни ребенка на земле – за этим мы пришли в перинатальный центр. Нашим собеседником стала врач-неонатолог высшей категории детской городской больницы Каменска-Уральского Марина ШТРАУБ. Дню матери посвящается 
БЕРЕЖЛИВОСТЬ ВО ВСЁМ
– Марина Евгеньевна, как давно вы в этой профессии?
– Врачом-неонатологом я работаю 22 года. Любовь к медицине мне прививала бабушка – она была фельдшером-акушеркой. Я училась на педиатрическом факультете, хотела стать акушером-гинекологом. В итоге выбрала специальность неонатолога, что очень тесно связано с акушерством и гинекологией.
– Чем конкретно занимаются неонатологи?
– Неонатолог – тот врач, который сопровождает ребенка с момента рождения и до окончания первого месяца его жизни. Почему наши пациенты особенные? Они не умеют говорить. Есть ряд признаков, по которым мы можем оценить состояние ребенка: его цвет кожи, положение в кроватке, то, как он дышит. Плач тоже может быть совершенно разным: эмоциональным, требующим, монотонным, болезненным и так далее.
– Когда в родах что-то пошло не так, зовут неонатолога?
– На всех родах обязательно присутствует врач-неонатолог. Мы делаем оценку, насколько ребенок здоров, требуется ли ему дополнительное наблюдение или обследование, или мы можем оставить его с мамой. Если малыш не задышал, наша задача – помочь ему. Мы обучены оказывать реанимационную помощь как доношенным детям, так и недоношенным, в том числе с массой тела меньше 1 килограмма.
– Роды 20 лет назад и сейчас – многое изменилось?
– Весь подход к родоразрешению за это время сильно поменялся: к осмотру женщин, лечению, использованию медикаментов. Изменились показания к проведению кесарева сечения: мы стали оперировать меньше. Женщины, которым на прошлых родах делали операцию, следующего ребенка рожают самостоятельно – если этого допускает акушерская ситуация. В целом мы пришли к более бережному отношению к пациенту – что в акушерстве, что в неонатологии.
– Про выхаживание недоношенных малышей – в этом отношении тоже многое продвинулось?
– В перинатальном центре Каменска-Уральского имеется все необходимое для оказания помощи таким детям. В этом году мы получили новый кувез для выхаживания недоношенных детей и три реанимационных места с подогревом, освещением, поддержкой кислородом – согласно современным мировым требованиям. Для перемещения по учреждению используем транспортный кувез с функцией поддержки дыхания, температуры, влажности, как в утробе матери.
Если женщина не отнесена к группе высокого риска, то, как правило, она рожает в Каменске. Беременных женщин с высоким риском преждевременных родов врачи-гинекологи маршрутизируют в Екатеринбург: в областной перинатальный центр либо в Уральский НИИ охраны материнства и младенчества. Это касается родов на сроке до 34 недель. Бывают исключения, случаются экстренные роды. В этом году за десять месяцев у нас родились 38 недоношенных детей. Были два низковесных ребенка – 600 и 920 граммов.
ПАПА В РОДДОМЕ
– Надо ли женщине специально готовиться к процедуре родов: учиться дыхательным техникам и тому подобному?
– Учитывая нынешнюю доступность информации, скажу, что да – готовиться к родам нужно. В первую очередь значение имеет психологический настрой. 99% успеха заложено в твоем отношении к ситуации, в том, как ты настроен. Перед тем как входить в родильный зал, мы повторяем девиз: «Будем рожать – все будет хорошо!» Это установка, с которой мы работаем и с которой мы идем по жизни.
– Есть ли какая-то закономерность, в какое время дня чаще происходят роды?
– Четкой статистики нет, но в целом – все тайное случается вечером и ночью. Есть тенденция, что что-то экстренное в основном приходится на позднее время суток или выходные дни: мама весь день терпела, боялась, живот уже начал болеть – и вечером она приезжает к нам. Тут-то начинается все самое интересное.
– Как вы относитесь к партнерским родам?
– Мы с коллегами двумя руками за то, чтобы папы приходили поддержать своих жен, но делать это надо со знанием дела. Потому что если у мужчины нет понимания процесса – что сейчас будет происходить и как будет выглядеть его любимая супруга, – то он, мягко говоря, может оказаться в шоке. Для этого и существует школа подготовки к партнерским родам. Если партнер подготовлен – тогда все проходит отлично. В качестве помощника женщина может взять мужа, маму, подругу – смотря с кем ей самой будет комфортнее находиться.
САМОЕ СОКРОВЕННОЕ
– Марина Евгеньевна, расскажите немного о вашем коллективе.
– Коллектив у нас очень опытный. Молодежи немного, но есть. К нам пришли молодые акушеры-гинекологи – все очень компетентные, обученные на базе института охраны материнства и младенчества. Вообще, перинатальный центр – это большой слаженный организм, где все настроено и работает как часы. Мы понимаем друг друга с полувзгляда. Если возникает нештатная ситуация, каждый без лишних слов знает, что ему нужно делать.
– Мы уже поняли, что свою работу вы любите и можете говорить о ней бесконечно. А что в ней самое ценное для вас?
– Самореализация, ощущение своей нужности: что ты принес человеку пользу и он тебе благодарен. Что этот ребеночек живой, здоровый и у них с мамой получилось грудное вскармливание – вот это самое важное. А также эмоции, которые получаешь на выходе.
Когда все свершилось, мы всем коллективом поздравляем маму с рождением девочки или мальчика. В карте грудного вскармливания я помечаю имя малыша. Некоторые мамы говорят с отчеством: «Михаил Иванович». Потом идет самый трогательный момент, когда малыша выкладывают маме на грудь. У ребенка происходит импринтинг – он запечатлевает тех, кого увидел в первые мгновения своей жизни. Поэтому важно оставить его именно с мамой и папой (если он рядом), а не с руками акушерки или врача-неонатолога, чтобы именно мама и папа прожили этот момент с ним вместе.
Папе предлагают пересечь пуповину. Если это оперативные партнерские роды, и нет возможности выложить малыша на грудь мамы, мы предлагаем папе переодеться в стерильный халат и кладем ребенка ему на грудь. Интересно наблюдать этот момент со стороны: оказавшись на груди у папы, малыш сразу замолкает и прислушивается.
– Поделитесь успехами, пожалуйста: сколько родов приняли в перинатальном центре в этом году?
– За десять месяцев этого года мы приняли 876 родов. Родились 877 детей: 451 мальчик и 426 девочек. У нас были три двойни. Напомню, что наш перинатальный центр – межмуниципальный: к нам приезжает рожать весь Южный управленческий округ.
Стараемся создавать для женщин как можно более приятные условия. Палаты для рожениц рассчитаны на двух мам и двух детей. Есть палаты повышенной комфортности — проживание в них платное. Также на платных условиях мы можем разместить маму в палате вместе с отцом ребенка или другим близким родственником.
Беседовала Марина КОКОРИНА.
Фото Максима ИБАТУЛИНА
