Пьеса Бернарда Шоу «Пигмалион» более века не сходит со сцены мировых театров. История цветочницы Элизы Дулиттл и профессора Хиггинса – это и метафора социального перевоплощения, и в то же время притча о человеческой гордости, любви, языке и свободе. В Каменск-Уральском театре драмы режиссёр Александр Балыков представит собственную версию классической пьесы: с искусственным газоном, мини-гольфом и огромной сферой.
Постановки Александра Балыкова всегда балансируют между философской притчей и зрительским спектаклем. Его «Пигмалион» обещает стать современным, живым, визуально насыщенным и при этом глубоко человечным.
О выборе пьесы и жанре: почему «Пигмалион»?
Каждый год мы планируем репертуар заранее, иногда даже на два сезона вперёд. В тот год хотелось обратиться к мировой классике – масштабной, узнаваемой, но при этом живой для сегодняшнего зрителя. «Пигмалион» Бернарда Шоу как раз такая история. Она вечная, в ней есть остроумие, философия, и мощный актёрский материал. Мы определили жанр постановки как романтическую комедию. Шоу сам называл свою пьесу «романом», и мы следуем этому: без чрезмерного пафоса, но с внутренним драматизмом. Это история о внутренней эволюции человека, а не только о внешней трансформации.
О героях и актёрском составе: кого увидим на сцене?
В спектакле занято одиннадцать актёров – без массовки, без сложных технических трюков. Это актёрский спектакль в чистом виде. На роль Элизы Дулиттл у нас две актрисы − они работают по очереди. Это не символический приём, а просто два разных темперамента, две разные энергии. Каждая актриса проживает свою Элизу, и от этого спектакль каждый раз получается немного иным. Для меня важно, чтобы в труппе не было «первого» и «второго» состава. Любой артист может играть по-своему, с другим акцентом, но равноценно. Это живая материя.
О сценографии и метафорах: в анонсе спектакля упоминаются мини-гольф и зелёный газон. Как появилась идея такой обстановки?
Не хотелось буквальной декорации Лондона начала XX века. Я люблю, когда сценическое пространство многозначно, когда предметы «играют» разными смыслами. В спектакле около 130 квадратных метров искусственного газона – это не просто поле для гольфа. В начале это ковёр в гостиной, потом − терраса миссис Хиггинс, позже − почти райский сад, где остаются Элиза и Хиггинс, словно Адам и Ева на своей отдельной планете. Я не навязываю зрителю прямые аллюзии, но люблю, когда сцена работает как многослойная метафора. Мини-гольф в фойе — это продолжение той же идеи: зритель попадает в атмосферу пьесы ещё до начала действия.
О технических решениях: 130 квадратных метров газона – немало. Сложно было воплотить?
Газон, как ни странно, самая простая часть. Мы заказали профессиональное покрытие, предназначенное для футбольных полей. Настоящее испытание – это огромная сфера, «сфера Хиггинса». Она сделана из металла и поликарбоната. Сфера поднимается и опускается с помощью лебёдки, может раскрываться, как цветок или кокон. В финале спектакля именно она становится пространством для Хиггинса и Элизы − их планетой, их миром. Воплощать такие замыслы мне помогает художник Лев Низами. Мы работаем вместе уже давно, почти без слов понимаем друг друга. Я, как умею, делаю наброски, а Лев превращает их в инженерно-точные чертежи. Его сценография всегда живая, интересная и при этом функциональная.
О смыслах и актуальности пьесы: миф о Пигмалионе — история о творце, который влюбился в своё создание. Как вы видите этот мотив у Шоу и в своём спектакле?
В античном мифе Галатея оживает благодаря любви Пигмалиона. У Шоу всё сложнее: Элиза сама становится живой, свободной, самостоятельной. Это разрушает иллюзию её создателя. Для нашего времени «Пигмалион» — пьеса о внутреннем росте, о праве человека быть собой. И, конечно, о том, как трудно настоящему творцу отпустить своё творение.
Планы театра на новый сезон: от Шекспира до «Гибрида»
Конечно, нельзя было не спросить Александра, какие планы строит театр на новый сезон и новый год. Рассказываем.
«Драма Номер Три» продолжает участвовать в фестивалях. В ноябре театр едет на фестиваль-панораму «Счастливое место» в Екатеринбург со спектаклем «Рядовые», а потом в Москву на форум «Театральная провинция» – здесь выбор постановки для конкурса еще в процессе.
Театралов Каменска-Уральского ждет авторский взгляд на классику: проект для малой сцены Александра Балыкова, Анны Котоминой и Льва Низами. Предварительное название − «Любовь. Зло. Шекспир». В основу легла пьеса «Гамлет».
Новогоднее волшебство. В этом году зимней сказкой на большой сцене станет спектакль «Белоснежка».
В начале следующего года режиссёр Александр Борисов возьмётся за постановку «Трёх сестёр» Антона Чехова. Александр Владимирович уже знаком каменскому зрителю по репертуарному спектаклю «Ариадна».
Поклонников музыкальной «Драмы номер Три» тоже не забыли: весной планируется возвращение в новом формате квартирников и пересборка спектакля-концерта «Просто театр»: в обновленную версию войдут новые композиции и номера.
Летом 2026 года в Каменске-Уральском снова состоится Всероссийский фестиваль профессиональных театров «Гибрид». Напомним, что первый такой праздник театрального искусства прошел в 2024 году в честь 100-летнего юбилея труппы каменского драмтеатра. Второй фестиваль решено сделать ещё более масштабным и ярким. Александр рассказал, что в планах выйти за пределы двух сцен театра и задействовать другие культурные площадки и городское пространство.
В течение недели театры со всей страны будут показывать в Каменске свои лучшие спектакли, а кульминацией станет общий «гибридный» спектакль, собранный за время проведения фестиваля – это будет постановка по юмористическим рассказам Антона Павловича Чехова в декорациях каменского «Вишневого сада».
Новый театральный сезон в Каменске-Уральском обещает быть ярким и насыщенным. Ждём!
По информации управления культуры